Неизвестные фото со съемок саги о д’Артаньяне и трех мушкетерах

Блестящая операторская работа, прекрасные музыкальные номера, точный подбор актеров — все это о фильмах Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Несмотря на то, что телепроект вышел 25 декабря 1979-го, большая часть историй о закулисье съемок стала известна только сейчас.

Экранизация романов Александра Дюма в видении Георгия Юнгвальд-Хилькевича оказалась достаточно вольной, что не повлияло на популярность фильма среди зрителей. С выхода «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» до ленты «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» прошло 30 лет, но исполнители главных ролей согласились сыграть во всех трех частях продолжения: вновь собраться вместе ради общей работы было заманчиво.

Трудности, с которыми столкнулись артисты и операторы, остались за кадром, и зрители увидели лишь результат стараний авторов киноэпопеи. Теперь же в распоряжении «СтарХита» оказались уникальные фотографии бэкстейджа съемок.

«Д’АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА»

Пожалуй, самое большое впечатление на зрителей произвела первая часть киноэпопеи, которая, в свою очередь, делилась на три серии — «Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян», «Подвески королевы» и «Приключения продолжаются». Съемки проходили до августа 1978-го, а монтаж завершили еще через три месяца, однако картина вышла на экраны лишь спустя год.

Такая задержка случилась из-за конфликта между Георгием Юнгвальд-Хилькевичем со сценаристом Марком Розовским и поэтом-песенником Юрием Ряшенцевым. Как позднее рассказывал Розовский, в третью серию режиссер внес слишком много изменений, а также не прописал в титрах, что текст для композиции Миледи придумал Вениамин Смехов, а не Ряшенцев. Смехов и сам был не рад сложившейся ситуации: он не знал о разладе между коллегами и, к тому же, оказался недоволен тем, как Юнгвальд-Хилькевич отредактировал изначальный вариант его стихов.

Сценарист и поэт даже выиграли суд у режиссера, однако менять отснятый материал никто не стал, а бунтовщиков еще пять лет не пускали на телевидение. Обиды и поражения были забыты, когда все, кто трудился над фильмом, наконец, увидели результат на экране в 1979-м. В восторг пришли и зрители, и актеры, и операторы. Большую роль в успехе проекта занимала музыка и костюмы, превратившие советских артистов в настоящих мушкетеров.

«Мы все в определенной степени работали над внешностью своих персонажей. У нас были замечательные художник по костюмам Татьяна Острогорская и художник-постановщик Лариса Токарева», — делился Валентин Смирнитский с создателями документального фильма «Пока мы еще вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя».

Сейчас, пересматривая культовый фильм, зрители отмечают, как органично каждый артист выглядит в своей роли. Но ведь изначально в амплуа д’Артаньяна должен был выступить Александр Абдулов, на позицию кардинала утвердили Михаила Козакова, а не Александра Трофимова, Констанцией Юнгвальд-Хилькевич видел только Евгению Симонову. Но встретив Михаила Боярского, режиссер осознал, что тот — настоящий гасконец, никто другой не воплотит главного героя так точно. Георгий Эмильевич на две недели ушел в запой — так боялся обидеть Абдулова, с которым дружил. Александр Гавриилович позвонил драматургу сам и с достоинством принял отказ.

Ирину Алферову режиссер утвердил на роль Констанции только потому, что по распоряжению Госкомитета по телевидению и радиовещанию без ее участия не разрешили бы взять Боярского. Отношения между актрисой и постановщиком были, мягко говоря, напряженными. До сих пор Алферова не может простить Юнгвальд-Хилькевичу, что тот ставил под сомнение ее талант. Впрочем, похвалы артистка не дождалась и от супруга Александра Абдулова.

Но никакие конфликты не смогли испортить фильм, популярность которого превзошла все ожидания создателей.

«МУШКЕТЕРЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

Четырехсерийное продолжение истории о мушкетерах начали снимать летом 1990-го. Работа велась в Таллине, Одессе и Ленинграде. Конечно, многое изменилось: появился новый кардинал, Мазарини, воплощенный на экране Анатолием Равиковичем, подругой д’Артаньяна стала Мадлен, сыгранная Екатериной Стриженовой, а главным злодеем выступил сын Миледи — Виктор Авилов. Пение Михаила Боярского в этой части киносаги зрители не услышали: он сорвал голос на гастролях на Дальнем Востоке, и режиссер решил, что все композиции исполнит Игорь Наджиев. Актер не обиделся, ведь его вокал не пытались заменить — голос Наджиева звучал за кадром.

Казусов во время съемок картины «Мушкетеры двадцать лет спустя», пожалуй, было гораздо больше, чем в 1978-м. Так, в Одесской киностудии построили масштабные декорации для сцены встречи кардинала Мазарини и Мордаунта. Но у «сына Миледи» Виктора Авилова случился флюс, щека ужасно распухла. Смену уже хотели отменить, как вдруг режиссеру пришла в голову гениальная идея приглушить свет.

«В полумраке на фоне камина и каких-то свечек сходятся два профиля с одной стороны — два заговорщика, два интригана. Вся сцена была построена на силуэтах, с приглушенным освещением. В результате получилось даже лучше, чем мы задумывали с самого начала», — рассказывал оператор Александр Носовский.

У Михаила Боярского и вовсе случилась серьезная травма на съемках: он упал с лошади и сломал руку. Произошло это накануне любовной сцены д’Артаньяна и Мадлен, так что актер, разыгрывая страсть с Екатериной Стриженовой, был полностью одет и старался скрыть от камер гипс.

Ко всему прочему, в Таллине склад с реквизитом обворовали, и мушкетеры остались без своего оружия. Новые шпаги им выковали преступники из местной колонии — в обмен на выступление Боярского, Старыгина и Смехова.

Интересно, что во второй части киноэпопеи, в отличие от первой, Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов находятся примерно в том же возрасте, что их персонажи по книге Дюма. А вот Ольга Кабо, наоборот, слишком молода: 22-летняя актриса исполнила роль герцогини де Шеврез, которой по роману около 50.

«ТАЙНА КОРОЛЕВЫ АННЫ, ИЛИ МУШКЕТЕРЫ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

Параллельно с картиной «Мушкетеры двадцать лет спустя» велись съемки и следующей части о приключениях героев, так что фильм вышел уже в 1993-м. Сюжет сильно отличался не только от романа Александра Дюма, но и от исторических реалий, например, тяжелобольной кардинал Мазарини не умирает.

Кроме того, в книге главные герои погибают, а режиссер решил «отправить» их на войну в Африку. Благодаря этому ходу артисты побывали под Бухарой, где научились ездить на верблюдах.

«Я думал, что там кругом пустыня, пески, а оказалось какое-то поле и три холмика из песка. И вот мы в этих трех холмиках снимали «путешествие мушкетеров в пустыню Сахару». И пленка Kodak у нас появилась под эту историю, и весь фильм практически был снят на эту пленку. На этот проект возлагались очень большие надежды», — рассказывал Александр Носовский.

Однако ожидания не оправдались, и фильм оказался гораздо менее популярен, чем предыдущие. Почему так произошло? Возможные причины авторы проекта видели и в отсутствии финансирования, тормозившего съемки, и в том, что просто изменилось время и люди. С другой стороны, никто не спорил с очевидным фактом: переплюнуть успех «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» не удастся никогда.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЕРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ»

Фильм сняли в трех версиях, прокатной, режиссерской и сериальной, поэтому и вышли они в разное время — в 2009-м и 2012-м. Сюжет начинается с печальных событий — гибели неразлучных друзей-мушкетеров. Новыми заступниками королевы Анны становятся дети главных героев. Не обходится без мистики: искренняя молитва д’Артаньяна, наблюдающего за наследницей с небес, на время возвращает умерших персонажей на землю.

Детей мушкетеров сыграли Лянка Грыу, Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова и Дмитрий Нагиев. Новые герои заимствованы не из романа Дюма, а из творчества его современных «продолжателей». Так, наследница д’Артаньяна Жаклин — персонаж, скопированный из фильма с Софи Марсо. Число исторических неточностей в картине достигло апогея: к событиям во Франции, освещенным в ленте, Фронда давно распалась, Мазарини умер, парламента не было.

«Ни один из «мушкетеров» не хотел сниматься в фильме, где герои должны были встретиться на том свете, — признавался Боярский. — Но, в конце концов, и для меня, и для Игоря, и для Вальки, и для Веньки это была прекрасная возможность еще раз вместе поработать. Хотя мы понимали, что это слабая работа и дважды в одну реку не войти нельзя».

Для Игоря Старыгина эти съемки стали последними: он скончался в результате инсульта 8 ноября 2009-го. Символично, что в романе Дюма Арамис, напротив, единственный из четверки друзей остается в живых.

Работая над фильмом, Михаил Боярский и исполнитель роли де Жюссака Владимир Балон загорелись идеей изменить сюжет. Они предложили режиссеру, чтобы в финальной части Балон стал пятым мушкетером, хотя тот всегда играл их главного врага.

«Юнгвальд-Хилькевич сказал, что это полный бред, никогда в жизни он такого не сделает, мол, представьте, что Миледи перешла бы на сторону мушкетеров, — делился со «СтарХитом» сценарист Максим Федоров. — Это повлекло серьезную обиду Боярского и Балона, хотя конфликта и не было. Но потом, незадолго до ухода из жизни Георгия Эмильевича, Боярский и Смирнитский к нему приехали домой, встали на колени и поцеловали ему руки со словами: «Это ты нас сделал, если бы не ты и этот фильм, неизвестно, как бы сложилась наша актерская судьба».

К слову, 14 февраля 2020 года в Белом зале Центрального Дома кино состоится премьера пятисерийного документального фильма «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя», посвященного созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Фото: личный архив Натальи Юнгвальд-Хилькевич, личный архив Александра Носовского, кадр из фильма «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»

Источник: znamenitka.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
idei-na-kuhne.ru